Профессиональные средства, иначе космецевтика, - да. Производство косметики, доставляющей ингредиенты глубоко в кожу, является довольно длительным, трудозатратным и, соответственно, дорогим процессом, поэтому стоят подобные средства недешево.
Размер молекул
Способность косметики проникать в кожу первоначально определяется двумя факторами — размерами молекул и уровнем липофильности или гидрофильности компонентов.
Чем меньше молекула, тем легче ей попасть в кожу — размер частиц проникающих средств составляет менее 500 Да, оптимально — до 330 Да.
Способы проникновения
Липофильная косметика быстро проникает через жиры рогового слоя кожи, меняя их свойства, и продолжает свое движение через липиды клеточных мембран кератиноцитов. Как правило, липофильные средства проникают до шиповатого базального слоя.
Дерма является гидрофильной средой, что делает ее труднодоступной для липофильной косметики. С другой стороны, у липофильных компонентов есть две лазейки в глубокие слои кожи, а именно волосяные фолликулы и микрососуды верхнего слоя дермы, расположенные на границе с базальной мембраной.
Смешиваясь с сальным веществом фолликулов, косметика проникает в корень волоса, а после в дерму. Для гидрофильных средств существенной преградой, напротив, становится липидный барьер кожи, ее верхний защитный слой. В таком случае ингредиенты проникают в ткань посредством смешения с секретом потовых желез. Данный способ транспортировки через потовые железы и волосяные фолликулы называется append geal.
Чтобы повысить эффективность ухода, химики-технологи используют гидрофильные ингредиенты, способные притягивать существенное количество воды, например, гиалуроновую кислоту, создающую своеобразные коридоры между кератиноцитами и корнеоцитами. Таким образом действующие компоненты попадают в базальный слой, откуда транспортируются в дерму посредством обменной системы эпидермиса.
Помимо сложного способа проникновения через кератиноциты и корнеоциты, называемого transcellular, и append geal, существует еще один путь преодоления эпидермального барьера — межклеточный intercellular, применяющийся наиболее часто.
Состояние кожи
Уровень проникновения средств зависит не только от способа транспортировки и состава косметики, но и от состояния эпидермиса, а именно гидро-липидной мантии, объема себума, содержания межклеточных пространств и т.д.
Транспортировочные компоненты
Часто маркетологи, продвигающие косметические средства, не уточняют ингредиенты, обеспечивающие транспортировку компонентов. Порой в роли того самого уникального вещества выступает обычная вода, которая увеличивает проникающую способность, попадая в поверхностный слой кожи.
Форма средства
Немаловажное значение имеет и форма выпуска средства. Производители предлагают довольно широкий выбор — микроэмульсии, ламеллярные эмульсии, специальные системы с циклодекстринами и липосомами. Форма является гарантией того, что действующий компонент, например, ретинол, а также витамины С или Е, сохранится в составе средства и высвободится непосредственно при соприкосновении с кожей.
Вспомогательные компоненты
Также на проникающую способность косметики влияет наличие энхансеров в составе. Наиболее популярными из данных веществ считаются гликоли, усиливающие действие активных компонентов, а также оказывающие увлажняющий и растворяющий эффект.
Чаще всего гликоли используют азиатские производители, европейские заменяют их полисахаридами и жирными кислотами, допустим, олеиновой кислотой. Американские производители применяют в качестве энхансеров спирты. В отдельных случаях используется несколько веществ, усиливающих проникающую способность состава.
Подробнее о проникновении косметики в кожу можно узнать в следующих статьях.
- https://www.xenometrix.ch/in-vitro-skin-absorption-tests.html
- http://alttox.org/mapp/toxicity-endpoints-tests/dermal-penetration/
Проникающая способность косметики обусловлена несколькими факторами, поэтому является неоднозначной величиной, требующей комплексного анализа. В первую очередь глубина проникновения зависит от размера молекул, свойств состава, способа транспортировки, состояния кожи, формы средства, наличия вспомогательных компонентов и т.д.
С заботой о вашей коже
Анастасия и команда Fabrica.